Golos Ptic (golosptic) wrote,
Golos Ptic
golosptic

Category:

Не пугайте ежа: Наука. Чем она была.

Вернёмся к вопросу о природе науки.
Определив её в качестве специфической формы познавательной деятельности мы дали верное определение, но не исчерпывающее.
Чтобы определить предмет обсуждения поточнее, обратимся к тому периоду истории человечества, когда наука возникла.

Не буду грузить Вас обширными историческими экскурсами, напомню только, что первоначально познавательная деятельность тесно связывалась с производительной и религиозной. Один и тот же человек мог строить храм, вычислять по звёздам правильное время для проведения религиозного обряда (и посева какой-нибудь сельхозкультуры) и проводить оный обряд. Был ли эти древние жрецы, шаманы и прочие достопочтенные личности учёными? Очевидно, что нет.

Институализация учёности как социальной практики начала происходить именно в тот период, когда начало происходить расслоение различных функций, ранее выполнявшихся 'знающими людьми'. При этом наука вместе с строительной инженерией, медициной, навигацией, бухгалтерией и ещё некоторыми более специфическими практиками откололась от собственно религии. Откололась не до конца, между ними оставалась перемычка в виде философии.

Чтобы понять, чем стала наука и как она появилась - посмотрим внимательнее на отколовшееся чуть внимательнее.
Инженер строит дома (точнее, руководит строительством). Является ли он учёным? Нет, конечно. Процесс строительства не является процессом познания.
Ну и то же самое - со всеми остальными упомянутыми видами деятельности. Учёный мог совмешать свою деятельность с указанными, но сами по себе эти занятия
не делали человека учёным.

Ок, опять пропустим некоторую часть рассуждений, я тут не книгу пишу, коротко сформулирую характерные черты:
- наука - это специфический вид познавательной деятельности, признанный в качестве такового обществом.
Технические особенности признания могут быть различными, но в большинстве обществ они сводились к авторитету среди коллег. На более поздних этапах развития науки к неформальным оценкам авторитета стали добавляться и формальные мероприятия инициационного плана - экзамены, защиты диссертаций и т.д. Эти мероприятия, опять же, проводились ранее признанными учёными. Т.е. наука постепенно становилась в качестве цепочки последовательных инициаций её членов.
Это примерно соответствовало тому, как развивались другие аналогичные практики (можно вспомнить систему цехов и цеховых экзаменов в Средние Века).

Для учёных было социально допустимо заниматься теорией (т.е. познанием нового, не обязательно имеющей прямое применение в практике) и обучением других людей (учеников, студентов).

Признание со стороны коллег достигалось путём презентации собственных результатов учёными, каковая презентация осуществлялась
- путём написания книг с исследованиями (опционально)
- путём сдачи экзаменов (опционально)
- путём подготовки учеников (опционально)

Указанные ограничения отсекают в качестве науки достаточно размытую область, по которой длительное время наряду с естественнонаучными исследователями гуляли философы, теологи и прочие гуманитарии всех сортов и оттенков.

В качестве компактной формулировки для определения науки этого периода развития можно использовать, например такое:

"Наука - это социальная практика, связанная с особой формой познания. Для лиц, занимающейся наукой необходимо взаимное признание в качестве учёных".

Определение не строгое, и с точки зрения современных критериев оно совершенно неудовлетворительное.
Однако же, если Вы реально попытаетесь оценить науку и учёных достаточно длительного периода (скажем так, докапиталистического) существования человечества, Вы вряд ли сможете придумать более строгое определение, чтобы оно, тем не менее, покрывало всех тех людей, которые занимались наукой и считались учёными тогда.

Разумеется, подобное размытое определение того, что является наукой, а что не является, не удовлетворяло и самих учёных (а оно использовалось ими если не явно, то, как минимум, имплицитно). Становление науки в современном её виде можно связать с тем, что учёные, совместно с постепенно отделявшимися, но так до конца и не отделившимися от них философами сумели выработать некий методологический аппарат, более жёстко организующий занятия наукой, чем это было принято раньше. Появление этого аппарата (включая, кстати, известную Попперовскую теорию о фальсифицируемости как признаке научности теории), произошло не сразу и не в один момент.

Перед нами встаёт тот забавный вопрос, ради которого я и полез во все эти исторические экскурсы.
А что, теории, которые были выработаны ДО появления указанного методологического аппарата, не являются научными, а учёные, чья работа не соответствовала совеременным станадртам научности - не могут считаться настоящими, трушными учёными?

Мой ответ на это:
1) наука как социальная практика не может подлежать вневременной оценке
2) научность конкретной теории должна оцениваться по критериям, актуальным для науки того периода, когда эта теория появилась. Т.е. мы можем сказать что-то типа 'теория о телегонии могла считаться научной во времена Аристотеля. В настоящее время учёными она не признаётся'
2.1) Из научности теории не следует автоматически её истинности (как раз пресловутый Поппер явно на это указал, но мы это и без него знали)
3) учёным может и должен считаться любой человек, чьи действия добросовестно соответствуют критериям научной работы, актуальные для научного сообщества в то время и в том месте, где он занимается наукой. Пример. Если некто занимался в средние века алхимией и считался современными ему учёными учёным - у нас с Вами нет никаких оснований устраивать позорную церемонию срывания погон и разжаловать его в шарлатаны. Достаточно указать на то, что его взгляды были ошибочными, а теории - не верны.

Подводя итог.
Прежде чем рассуждать о не(научности) той или иной теории, утверждения, следует зарубить себе на носу
'научность'<>'истинность'.
Научность - это степень соответствия социальной практике науки, сама социальная практика менялась во времени и очень-очень сильно.

----
замечание для читателей
текст пишется быстро и в перерывах между основной работой
это влечёт необходимость его доделки уже после публикации в журнале - так что уж извините, если где увидели неряшливость в формулировках - укажите, я постараюсь исправиться.
Tags: ёж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments