Можно было бы сказать, что сложился канон или там коллективное авторское бессознательное играет.
Пока что можно выделить следующие варианты:
"постакапокалиптическая реальность" >60% - характерна, что интересно, очень часто капиталистическими и позднеабсолютстскими социальными технологиями (типа тайной полиции, ни к селу ни к городу в феодальный период, но упорно кочующей из сюжета в сюжет) и реалиями на фоне феодальных по внешнему оформлению социальноэкономических отношений.
"плавная деградация" ~30% - катастрофы не было, но древние знания утрачены. С социальной реальностью - та же фигня, что и в предыдущем пункте.
10% - все остальные варианты.
Т.е. то общее, что можно сказать про большинство фэнтезюшных миров - в них качественно отсутствует глобальный прогресс.
Локально он может иметь место - но магические технологии почти всегда(!) уступают знаниям древних.
Т.е. в некий момент был прорыв - потом длительное падение. Впрочем, очень часто >80% герой присутствует именно в период локального относительного подъёма. Относительность выявляется в процессе развития сюжета.
Пока общие мысли на этот счёт могут идти в следующих направлениях -
сия удручающая картина - отображение коллективного бессознательного от падения СССР (сомнительно)
сия удручающая картина - отображение коллективного бессознательного от ожидания грядущего звиздеца (вероятно)
сия удручающая картина - отображения некоторых фундаментальных структур реальности, которым авторы не могут противостоять, если не задаются такой целью сознательно (тоже вероятно)
По метавселенным (т.е. фэнтезюшым мирам со множественными реальностями) рассмотреть типологию тоже интересно, но, наверное, в другой раз.
Вот как-то так...
См. так же