Что нужно менять социальные институты, которые ей способствуют, и вот когда они поменяются, тогда и коррупции не будет - ей, типа, места не останется в нашей жизни.
Теория эта и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой.
А вот как борьба новых социальных институтов с коррупцией происходит на практике:
Большой московский ВУЗ. Не первого ряда, но, пока ещё - вполне качественный, как ни странно.
У ВУЗа - едва ли не два десятка территорий, на большей части которых расположены подразделения библиотеки.
Т.е. какие факультеты на какой территории базируются - на тех и сориентирован подбор книг в местном библиотечном отделении.
Библиотека, как порядочная, внедряет компьютерные технологии - учёт книг для каталога, все дела.
Медленнее, чем хотелось бы, но с эффективностью вполне осмысленной для того, чтобы руководству ВУЗа - поощрять сию деятельность.
Закупки техники и софта до последнего момента шли ситуативно - начальство сего учебного заведения время от времени извергало из себя готовые системные блоки, а чаще - деньги, после чего люди искали где-то чего конкретно им надо, приносили к оному начальству счета и, через некоторое время - счастливо обладали новой игрушкой.
Обслуживание всю дорогу осуществлялось нанятым специалистом, а потом - двумя. Один, скорее по софту и мелким поломкам, второй - чинил железо при более серьёзных траблах. Специалисты по трудовым договорам получали денюшку на уровне оклада сотрудника библиотеки. С надбавками. Т.е. тысяч 7-10, я думаю. Не уточнял.
И вот, новый поворот.
В рамках государственной борьбы с коррупцией все закупки теперь проходят исключительно через "систему тендеров". Организация которой передаётся в АХО ВУЗа. Которое, для начало, немедленно шлёт нахрен обоих сервисных специалистов.
Пусть в тендере участвуют на общих основаниях.
Тендер таки проводится. Немедленно. В аварийном порядке. Силами АХО. Без того, чтобы поставить в известность библиотеку об условиях.
С лотами типа "обслуживание компьютеров в библиотеке на территории xxx". Лоты делят между собою две организации-подрядчика и немедленно выясняется, что
а) из списка лотов выпали несколько территорий. Типа, забыли.
б) условия обслуживания сформулированы таким образом, что в него попадает только починка железа.
На жалобные писки библиотекарей "Кто ж будет настраивать наш Уиндоус" они слышат гениальный ответ "любой желающий сотрудник библиотеки в рамках служебных обязанностей". На служебные записки и прочую положенную в таких случаях хрень руководитель АХО делает морду чугунным унитазом и говорит, что "так теперь решено безвозвратно...".
О том, что библиотека в своей работе использует специализированную программу, за модернизацию которой тоже приходится платить, и новые версии которой сейчас они рискуют тоже начать закупать по результатам тендеров, организованных АХО, люди предпочитают пока не задумываться.
Соответственно, сегодня я пил кофе в гостях и слушал меланхолические рассуждения милой дамы, которая этот воз тянула на себе последние 14 лет о том, что в гробу она всё это видала, что библиотека прекратит работать, наверное в феврале, потому что начнёт что-нибудь глюкать, постоянно дёргать меня за дружеской помощью она не будет, получать по голове за то что что-то не работает - не хочет и не могу ли я ей порекомендовать - куда бы свалить? Могу, могу. Уже порекомендовал. Поскольку дама вполне грамотная и умная - найти место, где ей будут рады, оказалось не так и сложно.
Теперь, собственно, резолютивная часть.
Никакие "институции" сами по себе ничего не решают. Потому что человек - существо чрезвычайно умное, оно, суко, обойдёт любую институцию, если поставит себе целью святое, т.е. "украсть". (Надеюсь, Вы не будете меня пытаться убеждать в том, что начальник АХО - просто идиот, и что он готов платить ежемесячно на порядок большие деньги за обслуживание - просто из дремучего невежества).
Без исправления морального климата в обществе никакие институциональные реформы не дадут ничего.
С другой стороны - там где с моралью всё было нормально - то и внутренне приемлемые обществом нормативы воровства находились на уровне близком к нулю и без всяких институций, ограничиваясь смешными вещами типа "списать коробку дискеток и забрать её в личное пользование". Или, когда дискеты появились в свободной продаже - даже как-то без этого обходились.
Другая сторона вопроса - на заре перестроечной публицистики и далее, до сегодняшних почти времён, нам вперивали такую идею, что предприятия, мол, перегружены несвойственной им социальной инфраструктурой - домами, детскими садиками, поликлиниками и пр.
Теперь как-то обнаружилось, что поликлинику заводу - нельзя, а вот "тендерную комиссию", вся функция которой свелась к писанию бумажек, обосновавших качественное удорожание и качественное ухудшение сервиса навесить на ВУЗ - таки можно.
Мне представляется, что это - неравноценный обмен.