Golos Ptic (golosptic) wrote,
Golos Ptic
golosptic

Categories:

ещё фрагмент из воспоминаний деда, про наше танкостроение


[...]
К моменту окончания техникума я уже проработал около трех лет, потому что техникум-то был вечерним, днем я работал, и имел уже 5-й монтерский разряд,это для того времени был разряд довольно высокий, и мне его помогла приобрести неуемная жажда постичь электротехнику, которая сохранилась во мне до сих пор во всех проявлениях этой науки. После окончания техникума я решил,что с меня монтерской практики по городу хватит, а надо заниматься чем-то более серьезным, и перешел работать на харьковский государственный паравозостроительный завод имени коминтерна, который одновременно был по почтовым ящиком "завод номер 183", но тогда я этого не знал,это не особенно афишировалось, а мы знали, что мы работаем на заводе коминтерна и все. Завод этот был огромным, в то время на нем работало несколько десятвов тысяч человек. Он занимал очень большую территорию, имел свои жилые поселки, свои клубы, свою больницу - ну, все, что полагается крупному предприятию. Занимался он строительством паравозов, потом, он делал еще тягачи (трактора) для артиллерийских орудий, потом, он делал танки. Вот на этом стоит остановиться, потому что в ряде литературных источников это освещено не совсем так, как оно было на самом деле.

А на самом деле было вот как. Танки у нас тоже делались и до этого, делались доморощенные, слабенькие, с очень жиденькой броней, с очень слабым вооружением, с бензиновыми двигателями, одним словом это был первый шаг в области танкостроения, и делал их не наш завод, а какие-то другие предприятия. В это время в соединенных штатах конструктор Кристи разработал модель танка. Быстроходного (у него скорость была порядка 50км/час, назвал он его по имени своей жены Анны "танк Анна Кристи", этот танк был знаменит тем,что он мог ходить и на гусеницах, и на колесах, - такая была у него конструкция. причем он был рассчитан нахождение когда на гусеницах,то по любой местности, а на колесах - только на хороших таких автострадах, которых у нас в то время почти еще не было. Вооружение у него было ну не особенно серьезное, там была пушка 45мм и один пулемет, у некоторых танков была даже радиостанция маленькая плохенькая совсем, и стоял бензиновый движок 500 лошадиных сил. Как это было сделано, я не знаю, но такой танк попал в Россию, ну в ССР. То ли его привезли под видом сельскохозяйственного какого-то орудия, то ли украли, черт его знает, как, но он появился у нас на заводе. Причем у него была еще одна характерная особенность - у него была стеклянная башня. Это было толстое стекло типа триплекса, которое пулей не пробивалось и через которое местность была довольно хорошо видна, ну, с некоторыми искажениями. Для него немедленно в одном из цехов была отгорожена такая загородка, в которой он стоял, туда пускали только очень ограниченный круг людей, и этот танк начали наши конструктора осматривать, ощупывать, перерисовывать и готовить к последующему производству в условиях уже тогдашней нашей техники танкостроения. Я в это время работал техником на заводе уже,это уже был 30-31 год, вероятно, в паровозосборном цехе. Это был совершенно гигантский цех, в котором паровозы кранами спокойно у вас над головами проносились в разные стороны в процессе их сборки - отдельно котлы, отдельно тележки, и так далее и так далее. Оборудование на заводе было довольно допотопное, причем оно было смешанное - там были и 120 вольт постоянного тока, и 220 вольт переменного тока, и 380 вольт, и 500 вольт, и 2100 вольт отдельные двигатели имели, и даже была своя электростанция на заводе, в которой стояли машины - иным место даже не в музее, а не знаю, где бы их надо было поставить. Там например были пародинамо лестеровские 1880го года постройки, что явствовало из надписи у них на торце. Там были газовые машины фирмы "кок и риль"(?), ну газовые двигатели,которые крутили генераторы переменного тока. И там же стояли турбокомпрессоры 1930-х годов, купленные где-то у фирмы БроунБевери(?), которые заграничные мастера смонтировали у нас и сдали у нас в эксплуатацию. При этой электростанции и находилась та самая служба, которая занималась всякого рода испытаниями электрооборудования, монтажами новых приходящих станков и приборов, ну и так далее и так далее. И из этого паравозосборного цеха, где я работал просто техником по ремонту местного оборудования, я в конце концов попал в эту самую службу уже общезаводскую.[...]
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments