предполагается, что она будет включать в себя переработанные материалы ранее публиковавшиеся с тегом Ёж, расширенные тексты о вине и о доверии, текст по теории наблюдателя
и ещё разное пока это тезисы для обсуждения и собственной памяти, не более
Здесь я запишу краткие соображения о том, что является признаком реальной разумности и наоборот.
1) Теория Рамсея говорит нам о том, что в любом хаотическом наборе чего-либо можно найти порядок
2) Порядкообразные (порядкоидные структуры) которые не содержат настоящего порядка, но выглядят похоже
3) Разум, как свойство наблюдателя способное опознавать структуры порядка и похожие на них порядкоидные структуры – рациоидность
4) Здесь есть аналогия со сравнением между правдивыми и правдоподобными рассуждениями
5) Операция, осуществляемая разумом в пункте 3) – это и есть операция "абстракции", то есть обобщения частично несхожих объектов по принципу наличия схожего или идентичного признака
6) Переход от идентичности к схожести – это, опять-таки операция абстракции
7) Таким образом, операция абстракции может применяться разумом рекурсивно
8) Умение осуществлять эту операцию – это необходимое для разумности свойство наблюдателя разумности .Вопрос о том, является ли оно достаточным для меня пока открыт.
9) Смысл операции абстракции состоит в том, что у двух и более наблюдаемых сложных (неточечных) объектов наблюдатель разделяет совокупность признаков на важную и неважную и обнаруживает (устанавливает) соответствие тех объектов, у которых важные признаки совпадают полностью или частично
10) Разум одновременно оперирует в двух пространствах – семантическом (пространство описаний-восприятий реальности) и физическом (пространство 'объективной' реальности) . Эти два пространства в принципе неконгруэнтны друг другу. Физическое пространство обладает свойством неполной обозримости наблюдателем. Семантическое находится под его условно-полным (с точностью до "забывания") контролем, но его точки не привязываются в физическому 1:1. Они могут быть привязаны только к группам точек физического пространства. При этом возникает практическая возможность привязать семантические координаты к таким точкам физического пространства, которых нет.
11) В этом месте (привязка к тому, чего нет) находится граница между примитивно понятыми материализмом и идеализмом, так как вопрос о реальности привязки семантических координат к несуществующим физическим – это и есть тот вопрос, который на который оба этих взгляда не дают одинакового ответа.
12) При появлении в обсуждении нескольких набдюдателей картина ещё более усложняется.