Golos Ptic (golosptic) wrote,
Golos Ptic
golosptic

Category:

Не пугайте ежа: Почему в XIX-XX веках наука не смогла остаться такой, какой была до этого

Ответ на вынесенный в заголовок вопрос состоит, по сути, из двух частей:
- социальной
- относящейся к философии познания

Сначала коротко о социальной составляющей. Как я уже указывал выше, чем дальше, тем сильнее научное сообщество переставало вмещаться в цеховой принцип "учёный - это тот, кого признают другие учёные". Однако, уже в XIX веке вопрос о квалификации окончательно перестал быть вопросом внутри научного сообщества.

Два параллельно идущих процесса - индустриализация и колонизация поставили вопрос о том, что раз научные знания стали систематически применяться в интересах третьих лиц (промышленников и колониальных проектов), то необходим некоторый социальный механизм, который бы позволял более-менее эффективно фильтровать научные кадры третьим лицам, то есть тем, кто не обладая собственной научной квалификацией выступал в качестве заказчиков.

Дополнительной мотивацией институциональных изменений (эталонный пример из сферы гуманитарных наук) в этой сфере стал тот факт, что научные исследования зачастую могли принести (или не принести) только отложенный результат. Мгновенные прорывы стали, скорее, исключением.
Еще хуже, если параллельно с исследованиями учёный занимается образовательной деятельностью - социальная цена негодного обучения начала становиться слишком большой, чтобы вопрос о принадлежности к миру "настоящей науки" оставался внутрицеховым.

XIX век стал, таким образом, периодом бурного роста научных обществ. И уже к концу XIX - началу XX века начался процесс интенсивного отщепления "науки" от "ненауки".
Одновременно с ним началась более чёткая дивергенция науки с инженерией и медициной, хотя в полной мере она, по понятным причинам, так и не произошла. В XX веке наука так же начала более интенсивно разделяться на фундаментальную и прикладную. Последняя оказалась этакой прослойкой между собственно наукой и иными практиками, потреблявшими научные результаты для производства какого-то полезного дела - инженерией, медициной и т.п.

Резюме под этой частью текста:

Выделение науки из общего пучка практик, связанных с познанием окружающего мира и его направленным изменением началось достаточно давно, но институционально оформилось в XIX-XX веках.

Одна из причин этого выделения состоит в том, что наука стала самостоятельным значимым направлением экономической деятельности, (а так же социально приемлемым занятием для представителей верхних классов, но об этом отдельно).

Я это, может быть, пишу избыточно подробно, но, как мне кажется, проговорить всё это важно для логики последующего изложения.
Tags: ёж
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    Написал большой текст про специалистов по вакцинам. Стер. Не хочу быть специалистом по блоггерам.

  • Всеволоду Емелину посвящается

    Как хорошо, наслаждаясь свободой мысли, Хлебая баланду из миски Выражать солидарность Борцам за нашу и вашу свободу Вышедшим на улицы в Минске…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments